Сбыт

Стратегические задачи

КПЭ на 2025 г.
100 % объем продукции собственных российских нефтеперерабатывающих заводов, реализуемый через собственные каналы сбыта

В ПАО «Газпром нефть» выделяются два основных сбытовых сегмента: реализация моторных топлив через сеть АЗС «Газпромнефть» и мелкооптовые каналы сбыта, а также реализация нефтепродуктов промышленным потребителям. Для каждого направления установлены специализированные цели. Целевой масштаб сбытового бизнеса Компании должен обеспечивать возможность размещения на рынках через собственные каналы сбыта 100 % объемов производимых нефтепродуктов для максимального покрытия всей цепочки создания стоимости в нефтяном бизнесе.

Результаты 2017 года

Продажа нефти и нефтепродуктов

В 2017 г. объем реализации нефти вырос на 16,8 % в связи с увеличением объемов экспорта и международных продаж нефтиПродажи зарубежными ДО «Газпром нефти».. Поставки нефти на экспорт в дальнее зарубежье выросли на 41,1 % по сравнению с 2016 г. Продажа газа увеличилась на 7,8 % и составила 14,43 млрд м3.

Снижение продаж нефти на внутреннем рынке в 2017 г. связано в основном со снижением экономической эффективности трейдинговых операций.

В 2017 г. Компания продала 43,48 млн т нефтепродуктов, что на 0,3 % меньше, чем в предыдущем году. Прежде всего это обусловлено снижением объемов поставок мазута на экспорт в дальнее зарубежье вследствие сокращения объемов его производства. Объем реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2017 г. превысил уровень 2016 г. на 3,1 %. При этом объем продаж увеличился по всей линейке нефтепродуктов, за исключением судового топлива и продуктов нефтехимии.

Структура продаж нефти (млн т) Источник: данные Компании
Структура продаж по продуктам (млн т) Данные изменены с учетом корректировки на международные продажи (реализация NIS), которые ранее попадали в строку«Прочие нефтепродукты». Источник: данные Компании

Объем премиальной реализацииПремиальные продажи:
– продажи нефтепродуктов через премиальные каналы сбыта − в розницу и мелким оптом. К данной группе относятся все продажи нефтепродуктов через АЗС и нефтебазы, а также в крыло летательных аппаратов, борт судна, мелкооптовые продажи с топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах и терминалов − в портах;
– продажи фасованных нефтепродуктов. К данной группе относятся все продажи масел в бочках и канистрах, продажи битумов в кловертейнерах и т. п.;
– продажи премиальных нефтепродуктов, т. е. нефтепродуктов, приносящих дополнительную стоимость за счет наличия определенных качественных преимуществ перед остальными продуктами своего вида. К данной группе относятся продажи наливных смазочных материалов премиальных марок (Gazpromneft, G-Family, Texaco), битумных материалов премиальных марок (ПБВ, ПМБ, битумных эмульсий и т. п.), а также возможные оптовые продажи премиальных марок моторных топлив − G-Drive и т. п.
в отчетном периоде вырос на 3,9 %, до 26,1 млн т. Успехи Компании по развитию каналов премиальных продаж, расширению географии поставок и номенклатуры выпускаемой премиальной продукции позволили по итогам года нарастить долю на розничных рынках большинства нефтепродуктов, включая рынки моторных топлив, авиационного керосина, смазочных материалов и премиальных битумных материалов.

Структура продаж по регионам (млн т) Источник: данные Компании

Реализация моторных топлив

Стратегические задачи

КПЭ на 2025 г.
19,6 млн т объем продаж моторных топлив в России и странах СНГ
1 650 АЗС в России и странах СНГ

К 2025 г. ПАО «Газпром нефть» намерено увеличить общий объем продаж моторных топлив в России и странах СНГ в основном за счет роста в розничном канале сбыта. Для этого планируется увеличение сети АЗС «Газпромнефть» в России и странах СНГ.

Сеть АЗСДо 2015 г. в Компании не было франчайзинговой сети АЗС, с 2016 г. данные показаны с учетом франзайзинга. (шт.) Источник: данные Компании

Ключевые события 2017 года

  • Розничные продажи моторных топлив в Российской Федерации и СНГ увеличились на 6 %
  • Объем среднесуточной реализации через одну АЗС в Российской Федерации превысил 20 т/сут
  • На рынке представлены новые фирменные бензины – G-Drive 100, «Опти 92» и «Опти 95». На региональных рынках начато активное продвижение топлива «Дизель Опти»

Развитие сегмента мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов является одним из ключевых направлений деятельности Компании. Наличие собственного национального бренда с высокой узнаваемостью и степенью доверия к качеству продукции способствует достижению одной из стратегических целей Компании − вхождению в число лидеров в России и странах СНГ по объему розничных продаж и эффективности сети АЗС к 2025 г.

В России Компания располагает одной из крупнейших и географически диверсифицированных сбытовых сетей на розничном рынке автомобильного топлива: АЗС под брендом «Газпромнефть» представлены в 40 регионах Российской Федерации.

По итогам года в России Компания реализовала через собственные АЗС 8,84 млн т топлива. В 2017 г. Компания увеличила продажу премиального брендированного топлива G-Drive на собственных АЗС на 4 %. Общий объем реализации брендированного топлива в России и странах СНГ в 2017 г. достиг 711 тыс. т, или 7,4 % от общего объема розничной реализации автомобильных бензинов.

Реализация через АЗС (млн т) Источник: данные Компании

Реализация нефтепродуктов промышленным потребителям

Стратегические задачи

КПЭ на 2025 г.

Компания планирует дальнейшее увеличение продаж и рост доли рынка, вывод на рынок новых продуктов и развитие сбытовых мощностей.

5,5 млн т реализация авиационного топлива в России и на международном рынке

2,7 млн т реализация судового топлива в России и на международном рынке

2,3 млн т реализация битумных материалов в России и на международном рынке

1,38 млн т реализация продуктов нефтехимии в России и на международном рынке
1,02 млн т реализация масел и смазочных материалов в России и на международном рынке

Ключевые события 2017 года

  • Общее количество аэропортов в сбытовой сети авиационного топлива выросло до 249
  • В партнерстве с IATA впервые в России проведен крупнейший Международный авиатопливный форум
  • Компания первой среди российских ВИНК начала производство экологического судового топлива ТСУ-80 с содержанием серы <0,1 % и масел под брендом Gazpromneft Drilline, используемых как синтетическая основа для буровых растворов
  • На российский и международный рынки выведена линейка судовых масел под брендом Gazpromneft Ocean
  • Количество фирменных станций технического обслуживания G-Energy Service достигло 120
  • Совокупный объем реализации битумов увеличился на 22 %

За 2017 г. розничный рынок авиационного топлива в России вырос на 7,4 %. «Газпром нефть» остается лидером на этом рынке с долей 25,6 %. Доля Компании на российском рынке бункеровки в 2017 г. составила 16,6 %. Доля «Газпром нефти» на рынке масел и смазочных материалов в России по итогам года увеличилась на 1,3 п. п. − до 21,3 %. Компания является одним из крупнейших производителей и поставщиков битумной продукции в России. «Газпром нефть» – крупнейший российский производитель ряда базовых нефтехимических продуктов: ароматических углеводородов (бензола, параксилола, ортоксилола, толуола) и пропан-пропиленовой фракции (пропиленсодержащего СУГ). Кроме того, в 2017 г. НПП «Нефтехимия»  «Газпром нефть» остается лидером на этом рынке с долей 25,6 %. Доля Компании на российском рынке бункеровки в 2017 г. составила 16,6 %. Доля «Газпром нефти» на рынке масел и смазочных материалов в России по итогам года увеличилась на 1,3 п. п. − до 21,3 %. Компания является одним из крупнейших производителей и поставщиков битумной продукции в России. «Газпром нефть» – крупнейший российский производитель ряда базовых нефтехимических продуктов: ароматических углеводородов (бензола, параксилола, ортоксилола, толуола) и пропан-пропиленовой фракции (пропиленсодержащего СУГ).