Обучение и развитие персонала

Система обучения и развития «Газпром нефти» охватывает все категории сотрудников и целевые группы потенциальных сотрудников, включая школьников и студентов. Содержание обучающих программ определяется стратегическими задачами Компании и результатами оценки управленческих и профессиональных компетенций сотрудника.

В 2017 г. программами обучения было охвачено 88 % сотрудников «Газпром нефти». Инвестиции в обучение и развитие составили 1,05 млрд руб.

Время обучения на одного сотрудника (часов) Источник: данные Компании
Количество сотрудников, прошедших обучение (человек) Источник: данные Компании

Корпоративный университет

«Чтобы сохранить лидерство в эпоху стремительных перемен, надо пробегать марафоны со скоростью спринтера. Корпоративный университет – как «спортивное питание» нашей Компании».
Кирилл Кравченко Заместитель Генерального директора «Газпром нефти» по организационным вопросам

Центром управления знаниями является Корпоративный университет «Газпром нефти», созданный в 2016 г. и объединивший все практики обучения. В 2017 г. Корпоративный университет прошел период интенсивного развития, нарастил объемы и качество обучения, получил признание со стороны внешнего экспертного сообщества.

Университет имеет инновационную для рынка корпоративного обучения модель – так называемый маркетплейс, или платформу услуг, по формату аналогичную сервисам Uber, AirBnb, Amazon и функцинирующую на основе современных ИТ-решений. Такой формат образовательной системы позволяет не только привлекать внешних провайдеров для обучения, но и налаживать связь между сотрудниками, которым нужно учиться, и сотрудниками, которые могут учить. Такая модель позволяет «Газпром нефти» реализовывать стратегические цели в области управления персоналом с учетом вызовов эпохи стремительных изменений и «больших данных», создавая стимулирующую образовательную среду в крупной географически распределенной компании.

Лидер в цифровой трансформации

В октябре 2017 г. в рамках XVIII Саммита HR-директоров России и СНГ «Хрустальная пирамида» Корпоративный университет «Газпром нефти» завоевал первое место в номинации «Digital-трансформация» и вошел в тройку лидеров номинации «Лучший корпоративный университет».

В ноябре в рамках форума Winning The Hearts прошла церемония вручения премии SKOLKOVO Trend Award лучшим корпоративным и государственным проектам развития. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович вручил «Газпром нефти» награду за партнерство в создании образовательной платформы, поддерживающей цифровую трансформацию бизнеса.

«Наш Корпоративный университет построен как сеть профессиональных сообществ, как сеть команд, где вокруг руководителей кафедр объединяются эксперты, наставники, внутренние тренеры. Именно это позволяет учить тому, что актуально для Компании, стирает границы между обучением и работой, между Корпоративным центром и дочерними обществами».
Николай Долгов Начальник Управления развития и подготовки кадров «Газпром нефти», руководитель Корпоративного университета

Модель университета предполагает подготовку и активное вовлечение в образовательную деятельность внутренних тренеров – высококвалифицированных и мотивированных специалистов Компании, готовых выступить в роли экспертов, спикеров и лидеров – руководителей кафедр. В 2017 г. движение внутреннего тренерства активно развивалось, в «Газпром нефти» работало 743 сертифицированных внутренних тренера. Для их развития и подготовки «Газпром нефть» проводит специальные форумы, конкурс на лучшего тренера, программы мотивации.

Корпоративный университет формирует в Компании образовательную среду, позволяющую руководителям и сотрудникам развивать управленческие и профессионально-технические компетенции, а также оказывает поддержку в реализации крупнейших организационных проектов Компании в области цифровой трансформации, изменения корпоративной культуры и совершенствования операционной деятельности.

Структура кафедр и факультетов выстроена по функциональному признаку и охватывает практически всю деятельность Компании. Каждая кафедра представляет собой сообщество внутренних тренеров и экспертов одной или нескольких близких функций и служит инструментом выявления, сохранения и распространения знаний, необходимых для решения производственных задач. Работа факультетов строится на основе компетентностного подхода – каждая учебная программа факультетов привязана к определенной профессиональной или управленческой компетенции. Компетентностный подход позволяет факультету планировать обучение в соответствии с реальными потребностями функций, которые определяются в ходе процедуры оценки сотрудников. Оценка проводится ежегодно и служит ориентиром при формировании целевой программы развития персонала.

Технологической платформой университета является его портал, запущенный в 2017 г. С помощью портала работники могут искать и получать знания, проходя электронные курсы, общаться с коллегами и экспертами. За год на портале пройдено 85 тыс. курсов, проведены пилотные курсы с использованием технологий дополненной реальности, начали функционировать мобильные приложения.

Факультеты Корпоративного университета

Факультет развивает профессионально-технические компетенции сотрудников, исходя из прогнозируемых требований бизнеса в ближайшей и среднесрочной перспективе. Подготовка происходит в рамках целевых модульных программ «PROдвижение», «Школа мастеров», «Лучшие практики в разработке шельфовых месторождений» и др. Ключевой партнер факультета – Центр профессионального роста (ЦПР), работающий в Научно-техническом центре Блока разведки и добычи.

Факультет развивает кросс-функциональную подготовку сотрудников. В 2017 г. стартовала подобная программа развития по управлению шельфовыми проектами и технологиями разработки шельфовых месторождений «ШельфПроджект», включающая дистанционные курсы, очные рабочие сессии, сессии по обмену опытом с иностранными экспертами, кейсы и бизнес-симуляции. Выпускниками пилотного курса стали 50 специалистов из разных функций и направлений.

Стартовавшая в 2017 г. программа «Лидерство 3D» также ориентирована на кросс-функциональное взаимодействие функций «Бурение», «Добыча», «Энергетика», «Газ» и «Геология и разработка». В программе используются новые форматы обучения: мобильная интеграционная платформа, межмодульные задания, сопровождение «руководитель – сотрудник» и т. д.

«Факультет разведки и добычи призван оттачивать профессиональное и управленческое мастерство наших сотрудников, готовя для Компании уникальных специалистов мирового уровня».
Наталья Кайзер Начальник Управления по работе с персоналом и организационному развитию Блока разведки и добычи «Газпром нефти»

В 2017 г. факультет провел масштабную оценку профессиональных навыков сотрудников по разработанным ранее компетенциям. Оценку прошли более 1,2 тыс. сотрудников разных уровней управления. На основании ее результатов факультет реализовал программы обучения, направленные на развитие компетенций, важных для бизнеса Компании в будущем.

В отчетном году на факультете Блока логистики, переработки и сбыта открылась кафедра «Стратегические компетенции». Ее деятельность направлена на моделирование знаний и практических умений, которые будут актуальны для операционной деятельности в перспективе. Работа ведется совместно с ЦУЭ и Центром развития СУОД.

На факультете действует система карьерного планирования, включающая профессиональные кластеры и карьерные атласы. Любой сотрудник блока может зайти на портал, выбрать кластер, компетенцию, которую хочет развивать, и система предложит ему перечень учебных курсов, на которые можно подать заявку.

«Корпоративный университет создает платформу, на которой наши сотрудники смогут подниматься над привычным пониманием экспертизы и формировать среду постоянного развития».
Людмила Воронина Начальник Управления по работе с персоналом и организационному развитию Блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти»

Факультет корпоративных функций реализует программы для сотрудников соответствующего блока, а также для сотрудников всей «Газпром нефти» по ряду направлений: управление рисками, закупки, стандартизация бизнес-процессов, финансы, новые технологии и др.

В 2017 г. на факультете открылся ряд кафедр. Кафедра «Информационные технологии, автоматизация и телекоммуникации» (ИТАТ) популяризирует новые технологии и обучает навыкам их внедрения в операционную деятельность.

Кафедра «Управление рисками» развивает культуру управления рисками и менталитет принятия решений с учетом их анализа. В отчетном году кафедра провела 38 обучающих программ и конференцию по рискам.

На кафедре «Закупки» создается комплексная система развития сотрудников «Институт закупок» в партнерстве с ведущими отраслевыми вузами России.

Программы факультета охватывают сотрудников Компании и задействованных сотрудников подрядных организаций. Содержание учебных программ кафедры разрабатывается в соответствии со спецификой бизнеса и практикой «Газпром нефти». В создании программ участвуют эксперты из разных блоков. В 2017 г. на факультете работали более 400 внутренних тренеров и экспертов.

Факультет осуществляет и обязательное обучение по требованиям законодательства в области ПБ, проводя работу по стандартизации этого вида обучения в периметре всей Компании.

В 2017 г. на кафедре «Производственная эффективность» стартовали новые направления работы: обучение в области бережливого производства и программа для руководителей «Практики регулярного менеджмента», помогающая руководителям в вовлечении персонала в работу по повышению ПБ и эффективности. Всего программы кафедры прошли более 800 руководителей.

«Наша кафедра образована весной 2017 г. Мы решили, что у нас не будет длинных программ обучения, а будет так называемый тренинг перед практикой, за которым сразу после получения теоретических знаний следует практическое их применение до тех пор, пока не появится соответствующий результат».
Александр Проскурин Директор программ оптимизации производства, руководитель кафедры «Производственная эффективность»

Ключевые задачи факультета – развитие управленческих компетенций руководителей, разработка целевых программ под бизнес-задачи по запросу лидеров функций и руководителей блоков, развитие внутреннего тренерства, просветительская деятельность по актуальным для Компании темам.

Одним из важнейших направлений работы для факультета управленческих и общекорпоративных компетенций и для Корпоративного университета в целом является цифровая трансформация бизнеса. В первую очередь это обусловлено стратегическими потребностями бизнеса, а также тем, что бизнес-модель самого Корпоративного университета в существенной степени опирается на цифровые технологии.

В 2017 г. в Компании продолжилась работа по развитию управленческих и общекорпоративных компетенций на базе модели Lominger, основанной на лучших мировых практиках управления. Было продолжено каскадирование компетенций в соответствии с этой моделью, ее интеграция в процессы подбора, оценки и развития персонала, формирования кадрового резерва.

Просветительские сессии

В феврале 2017 г. в Компании прошла серия просветительских сессий для ключевых руководителей по цифровой трансформации бизнеса – одного из ключевых векторов развития «Газпром нефти».

Спикерами сессий выступили преподаватели испанской бизнес-школы IESE, Московской школы управления Сколково, Accenture. По итогам сессий выпущены учебные фильмы для сотрудников, знакомящие с будущими масштабными изменениями бизнеса, связанными с интенсивным развитием ИТ. Просветительская работа 2017 г. позволила позиционировать в Компании цифровую трансформацию как стратегическое направление развитие бизнеса и внедрить в Компании единый язык и терминологию в этой области.

«Тенденцию к цифровой трансформации бизнеса подхватили практически все ведущие компании, и это большая новая тема. Проекты «Когнитивный геолог», «Центр управления проектами», «Когнитивный инжиниринг», «Цифровое бурение», «Центр управления добычей» – это примеры инициатив в портфеле «Газпром нефти», реализация каждой из которых приведет к фундаментальному изменению эффективности бизнеса».
Максим Шадура Начальник Управления информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций Блока разведки и добычи «Газпром нефти»

Запущена модульная целевая программа обучения «Управление партнерствами», разработанная по заказу внутреннего клиента и ориентированная на руководителей, которые отвечают за работу со стратегическими партнерствами / совместными предприятиями. Актуальность задачи связана с сильным трендом – совместной работой крупных игроков рынка над сложными проектами. Такая форма организации бизнеса и взаимодействия с другими компаниями требует формирования новых ключевых компетенций и систематизации процессов. Программа «Управление партнерствами» решает эту задачу. Каждый модуль программы соответствует этапам жизненного цикла партнерства, теория увязана с командной проектной работой над реальными задачами, что позволяет выявить «болевые точки» в корпоративных процессах, связанных с партнерствами, и выработать практические подходы к их устранению.

В отчетном году факультет управленческих и корпоративных компетенций начал проект по реализации индивидуальных треков развития. В рамках проекта сотрудник может самостоятельно развивать выбранную компетенцию, решая производственные задачи и изучая развивающие материалы. В пилотном проекте приняли участие 600 сотрудников Компании.

Форум «Образовательная среда»

В декабре 2017 г. в Компании прошел форум «Образовательная среда», собравший более 200 руководителей и сотрудников Корпоративного центра и ДО. Площадка форума, посвященного цифровизации, была разделена на пять пространств – областей ключевых компетенций будущего – «Digital», «Отношения», «Креативность», «Сотрудничество» и «Личная эффективность», на каждой из которых прошли лекции и мастер-классы. Форум посетили более 20 руководителей корпоративных университетов крупных российских компаний.

Дирекция региональных продаж управляет цепочкой сбыта моторных топлив в России, СНГ и странах Восточной Европы. На предприятиях АЗС работают около 20 тыс. сотрудников. Их обучение проводится в лицензированном учебном центре и включает в себя обучение в классах и мобильное обучение, в рамках которого специально оборудованный учебный автомобиль выезжает на удаленные АЗС и проводит практическое обучение и оценку профессиональных компетенций сотрудников. С 2016 г. все учебные центры оборудованы мобильными устройствами для проведения онлайн-обучения.

Сотрудники АЗС ежегодно проходят оценку профессиональных компетенций, по результатам которой сотрудники с лучшими результатами участвуют в конкурсе профессионального мастерства. В 2017 г. в конкурсе участвовало 5 тыс. специалистов.

В дирекции организуется конкурс профессионального мастерства «Битва коммерсантов», который в 2017 г. прошел в формате хакатона и дал возможность участникам развить свои навыки в разработке стартапов. Результатом конкурса стали 8 цифровых продуктов, которые решили реальные бизнес-задачи.

Корпоративный лекторий

В 2017 г. Дирекция региональных продаж совместно с Корпоративным университетом запустила образовательный проект «Лекторий»  – площадку, где освещаются актуальные для бизнеса темы, которые определяют сами сотрудники. Спикеры «Лектория»  – приглашенные внешние и внутренние эксперты. В семи проведенных лекториях приняли участие 1,4 тыс. сотрудников Компании, еще более 7 тыс. сотрудников просмотрели видео лекций на внутрикорпоративном портале.

«Проект «Лекторий» – по сути настоящий стартап, который за пять месяцев прошел путь от идеи и минимальных вложений сил и средств до самого популярного нового формата в обучении. В нем приняли участие сотрудники из всех блоков «Газпром нефти».
Ольга Музалева Руководитель направления по организации обучения и развития персонала Дирекции региональных продаж