Ключевые проекты программы «Родные города»

в 2017 году:

35 регионов
13 дочерних обществ
221 проект
4,3 млрд руб. инвестиций

Задача турнира нефтегазовой тематики – увеличить среди школьников регионов «Газпром нефти» популярность инженерно-технических специальностей, помочь им в формировании исследовательских компетенций и, таким образом, способствовать формированию будущего кадрового резерва Компании для дальнейшей разработки и внедрения инноваций.

Формат турнира разработан с учетом актуальных мировых практик. Это лично-командное соревнование школьников 8–11 классов в умении решать сложные исследовательские задачи нефтегазовой отрасли, убедительно представлять решения, отстаивать их в научных дискуссиях. Турнир реализуется в два этапа, финал проходит в Санкт-Петербурге.

«Ценятся нестандартные, красивые решения и умение их применять в производственных ситуациях».
Рамиль Яубатыро Сотрудник научно-технического центра «Газпром нефти», судья соревнований

В отчетном году впервые в рамках турнира для школьников прошли очные тренинги и семинары по развитию коммуникационных и презентационных навыков. В помощь участникам турнира эксперты «Газпром нефти» подготовили специальный учебник, в онлайн-лектории турнира были опубликованы видеоуроки по подготовке.

В 2017 г. у турнира появился академический партнер – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Политех).

«Турнир подарил новые знакомства, бесценный опыт и массу положительных эмоций. Я поняла, чем действительно хочу заниматься».
Дарья Парамошина Участник двух турниров

Цель проекта – обеспечить новые возможности для развития одаренной молодежи из регионов (победителей и призеров всероссийских олимпиад) на базе Санкт-Петербургского государственного университета, а также поддержку студентов и молодых ученых, которые проводят исследования в области прикладной и теоретической математики.

Этапы реализации:
Школьники
  • Проекты по популяризации математики в регионах
  • Организация лекций известных ученых
Студенты
  • Выплата стипендий студентам-математикам СПбГУ, демонстрирующим и подтверждающим высокие результаты в учебе, в течение всего периода обучения
  • Тревел-гранты в ведущие мировые математические школы
  • Организация лекций зарубежных ученых на базе СПбГУ
Молодые ученые
  • Поддержка исследовательских работ и получения прикладных математических знаний
  • Организация и поддержка профильных конференций
  • Именные премии
Лаборатория им. П. Л. Чебышева СПбГУ
  • Поддержка фундаментальных исследований и обеспечение научной и образовательной деятельности лаборатории

Лауреатов премий ежегодно определяет конкурсная комиссия из сотрудников лаборатории им. П. Л. Чебышева СПбГУ и членов-корреспондентов РАН.

В 2017 г. именные стипендии и гранты были вручены 48 студентам-математикам СПбГУ и двум молодым ученым за достижения в научно-исследовательской работе. Один из стипендиатов проекта стал лауреатом премии Математического института Клэя, получив вторую по значимости в мире премию в математике. 11 математиков получили тревел-гранты. Научно-технический центр «Газпром нефти» совместно с учеными лаборатории им. П. Л. Чебышева СПбГУ запустил трехлетний проект по изучению свойств нефтяного пласта.

«Поддержка бизнеса является значимой частью университетской системы во всем мире. Благодаря в том числе и поддержке «Газпром нефти» наша лаборатория стала одним из ключевых центров развития математической науки в стране, привлекающим молодых ученых и талантливых выпускников школ со всей страны. Для будущего России важно, что ведущие бизнес-структуры инвестируют в науку».
Станислав Смирнов Руководитель лаборатории им. П. Л. Чебышева СПбГУ
Подробнее о проекте «Поддержка российской математической школы».

Программа «Креативные практики», реализуемая совместно с Фондом поддержки творческих индустрий, направлена на изучение креативной среды российских регионов, в том числе регионов деятельности Компании (преимущественно сибирских), и использование потенциала молодежи в развитии новых секторов экономики, связанных с творчеством и инновационной деятельностью.

Проект предполагает:

  • исследование основных проблем и направлений развития креативной среды в конкретном регионе;
  • проведение образовательных программ (открытых лекций, семинаров и т. д.) по обучению инициативных горожан для развития креативных индустрий в их регионах. Содержание программ формируется на основе потребностей жителей, выявленных по результатам опроса. Спикеры программы – российские и международные эксперты в области экономики, урбанистики, медиа и культуры. География реализации: Омск, Тюмень, Оренбург, Томск, Муравленко, Ханты-Мансийск, Ноябрьск.

Образовательные интенсивы по развитию городской среды прошли в 2017 г. в Тюмени, Санкт-Петербурге, Томске, Оренбурге и Ноябрьске. «Газпром нефть» стала партнером международного форума креативных индустрий Calvert Forum Siberia, который прошел в Тюмени 10–11 ноября 2017 г. В рамках форума обсуждались перспективы развития креативной и предпринимательской среды сибирских городов, включая города, в которых ведет свою деятельность «Газпром нефть».

Calvert Forum Siberia собрал 250 российских и международных экспертов: архитекторов, урбанистов, предпринимателей, представителей органов власти, учреждений сфер образования и культуры. Участники обсудили перспективы креативных индустрий в городах Сибири как стратегически значимой территории, обладающей огромным человеческим потенциалом. 

На конференции был дан старт проекту «Мастера Сибири» – онлайн-платформе, собравшей лучшие проекты региона в различных областях: от дизайна одежды до ИТ-проектов и сибирских ремесел. Важной частью форума стало анонсирование проекта 2018 г. – масштабной программы поддержки молодежного предпринимательства «Мастера России». Проект презентовали председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и Председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Ключевая цель проекта – обеспечить молодым предпринимателям доступ к лучшим российским и мировым практикам в области стратегического менеджмента, маркетинга и продвижение товаров и услуг, созданных молодыми предпринимателями, на российском и зарубежном рынках.

«С каждым годом все больше молодых специалистов вовлекается в сферу новой экономики, где креативность и инновации выходят на первый план. Задача представителей власти, бизнеса, культуры – всеми силами способствовать этому процессу. Уверен, сочетание профессиональных исследований и практических шагов в сфере креативных индустрий даст дополнительный импульс экономическому развитию России».
Алексей Кудрин Председатель совета Центра стратегических разработок

Подробнее о проекте «Фонд поддержки творческих индустрий».

Подробнее о проекте «Мастера Сибири».

С 30 сентября по 9 октября 2017 г. при поддержке «Газпром нефти» прошла Неделя «Стрелки» в Санкт-Петербурге – образовательный интенсив для жителей на тему преобразования городской среды. Общей целью Недели стало выстраивание диалога между международными экспертами, локальными специалистами и местными жителями и поиск неочевидных возможностей для раскрытия потенциала Петербурга.

Лекции, воркшопы и дискуссии, посвященные новым подходам к изучению и развитию городской среды, посетили более 5 тыс. человек. Спикерами Недели стали мировые эксперты в области урбанистики и новых технологий. На серии вокршопов под кураторством экспертов института «Стрелка» слушатели разработали пять проектов для развития Приморского района Санкт-Петербурга.

«Мы часто говорим о наследии и прошлом Петербурга и почти ничего – о его будущем. Но об этом стоит говорить, обсуждать проблему оттока молодых специалистов, которые зачастую уезжают после окончания вузов. Как северная столица может побороться за человеческий капитал? Потенциал развития Петербурга – так звучала общая тема Недели «Стрелки».
Ольга Полищук Исполнительный директор института «Стрелка»

Подробнее о проекте «Стрелка».

«Стенограффия» – ежегодный стрит-арт-проект, объединяющий ведущих российских и зарубежных художников уличного искусства. Задача проекта – с помощью уличного искусства сделать монохромную городскую среду более дружелюбной и креативной. Фестиваль имеет статус крупнейшего фестиваля уличного искусства в России и единственного стрит-арт-фестиваля, работы которого создаются в том числе за Полярным кругом.

«С каждым годом «Стенограффия» становится интереснее. В этом году практически в каждом городе созданы «мегаобъекты». В Ноябрьске – пятиэтажная почтовая марка. В Екатеринбурге – «вырезанный» из реальности «Москвич». Появляется новая форма, которая дает стимул к развитию всему стрит-арт-сообществу. К «Стенограффии» присоединяется все больше людей, а мы вдохновляем их сражаться за добро. Для нас это главная задача».
Андрей Колоколов Арт-директор агентства Streetart, сооснователь фестиваля «Стенограффия»

В 2017 г. фестиваль прошел в Ноябрьске, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Омске, поселках Новый Порт и Мыс Каменный ЯНАО, Оренбурге, Муравленко, впервые – в Томске. «Стенограффия» получила содержательное развитие: художникам, не ограниченным определенной тематикой, предложили создать работы, отражающие уникальность конкретного региона. Направления идей были основаны на фундаментальных исследованиях актуальной для каждого города проблематики. Для «северных» регионов (Ноябрьск, Мыс Каменный, Новый Порт, Ханты-Мансийск) было предложено создать рисунки, призванные их «согреть» и подчеркнуть теплоту человеческих отношений. Идеи для территорий «Востока» (Екатеринбург, Омск, Оренбург, Томск) основывались на уникальных особенностях этих городов. В честь Года экологии для всех территорий была предложена тема «Экология визуального. Думая о будущем, действуем в настоящем».

«Стенограффия-2017» подарила городам новые уникальные стрит-арт-объекты: муралы, 3D-рисунки, инсталляции и даже первое в России граффити для слепых, при создании которого использовался шрифт Брайля.

Подробнее о проекте «Стенограффия».

За три года проведения фестиваль из досугового мероприятия вырос до пространства самореализации местных жителей. В 2017 г. фестиваль «Родной город» прошел в Ноябрьске и Муравленко в новом формате трех тематических дней: «Город творчества» (мастер-классы и концерты субкультурных направлений), «Город технологий» (познавательный семейный праздник), «Город науки» (научно-популярные лекции). Наука стала акцентом фестивалей отчетного года: школьники представили свои исследовательские проекты, на мероприятии были организованы научно-познавательные площадки экспериментов и опытов, жители смогли принять участие в играх «Что? Где? Когда?».

«Многие инфраструктурные и событийные проекты, реализуемые в рамках программы «Родные города», год от года делают наш город по-настоящему комфортным для жизни. Выражаю благодарность «Газпромнефть-Муравленко» за организацию фестиваля именно по научной тематике».
Андрей Лукьянов Первый заместитель главы Администрации города Муравленко

В 2017 г. «Газпром нефть» поддержала всероссийский фестиваль «Где рождается искусство» Международного благотворительного фонда Юрия Розума. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации более 10 лет. Мероприятие прошло в Ноябрьске, Муравленко и Ханты-Мансийске. В рамках фестиваля известные российские музыканты провели творческие встречи и мастер-классы, прошли обсуждения поддержки музыкально одаренных детей и молодежи. Кульминацией фестиваля стали совместные концерты учащихся музыкальных учреждений городов, их педагогов и приглашенных гостей.

«На одной из встреч я прочитал такую фразу: «Ямал – не край, а начало Земли». И это действительно так. После проведенных встреч, мастер-классов, совместных выступлений ноябрьских, муравленковских ребят и их педагогов я был удивлен, как много делается в культурном развитии таких малых городов».
Юрий Розум Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных и Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, народный артист России

Международный турнир детских хоккейных команд «Кубок «Газпром нефти» – официальный турнир Континентальной хоккейной лиги, одно из крупнейших детских хоккейных соревнований в Европе и ключевой проект «Газпром нефти» в области развития детского спорта.

В 2017 г. в турнире на аренах Сочи и Омска соревновались команды из России, Беларуси, Казахстана, Латвии и Финляндии. Соревнования посетили 32 тыс. зрителей. Генеральный партнер мероприятия – телеканал «Матч ТВ». Победителем турнира стала команда ЦСКА.

«Кубок «Газпром нефти» активно развивается и давно имеет репутацию главного международного детского турнира Европы. Наша цель – вдохновить юных хоккеистов возможностью сыграть на глазах у тысяч болельщиков, дать им мотивацию для продолжения хоккейной карьеры. Я уверен, что такой масштабный турнир – очень важное событие в жизни всех его участников, которые приезжают на игры Кубка из разных стран».
Александр Дыбаль Председатель оргкомитета турнира, член Правления ПАО «Газпром нефть»

В 2017 г. «Газпром нефть» впервые поддержала Всероссийский межвузовский конкурс социальных проектов «Ты нужен людям». Организатор конкурса –Студенческий добровольческий центр Университета ИТМО. Участники получают возможность реализовать свой потенциал для решения социальных задач в регионе, обменяться опытом, получить оценку проекта от федеральных экспертов, пройти стажировку в НКО. В рамках конкурса участники учатся проектному менеджменту, фандрайзингу, разработке бизнес-планов, привлечению партнеров и др.

По итогам образовательной программы конкурса 47 студенческих команд из разных регионов под руководством экспертов подготовили свои проекты, готовые для дальнейшего представления инвесторам.

При поддержке «Газпром нефти» сформированы стартапы в номинации «Цифровые технологии», среди которых:

  • инновационная система оценки качества услуг в пансионатах;
  • система конвертации текстовых файлов в аудиофайлы (для расширения доступа слабовидящих людей к художественной и учебной литературе);
  • канал для объяснения домашних заданий школьникам «ВидеоГДЗ».

Также в рамках программы социальных инвестиций в 2017 г. были реализованы следующие проекты:

  • продолжено строительство центрального комплекса хоккейной академии «Авангард» в Омске, сдан в эксплуатацию филиал академии в Муравленко;
  • реализованы проекты «Спорт во дворе» (детские и взрослые турниры по мини-футболу, хоккею, волейболу, хоккею в валенках) и «Двор без наркотиков» (турнир по мини-футболу с участием дворовых команд в Ноябрьске), прошел детский турнир по смешанному боевому единоборству ММА Александра Шлеменко в Омске;
  • Компания поддержала XV Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». В нем приняли участие команды из 25 стран, 32 тыс. зрителей, состоялись показы 100 фильмов;
  • совместно с Морским советом «Газпром нефть» продолжила создание специализированных морских классов и детских объединений морской и судостроительной направленности;
  • поддержаны национальные праздники и мероприятия по сохранению национальной идентичности КМНС;
  • Компания продолжила оказывать помощь учреждениям культуры, научным, некоммерческим, спортивным и образовательным организациям.
Общественное признание
  • Социальные программы Компании получили пять наград Х Ежегодного конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности», основанного ассоциацией «Форум доноров».
  • Проект «Город своими руками» занял второе место в номинации «Лучший проект, способствующий развитию деятельности некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия».
  • В номинации «Лучшая программа, способствующая развитию образования в России» отмечен проект «Газпром нефти» «Математическая прогрессия».
  • «Стенограффия» получила второе место в номинации «Лучшая программа, направленная на поддержку современного искусства и культуры в России». «Газпром нефть» стала также лауреатом номинаций «Информационная открытость организаций» и «Оценка социальных проектов».