Стратегия социальной деятельности

Социальные программы «Газпром нефти» осуществляются на основе системного, стратегического подхода, задача которого – обеспечить долгосрочный социальный и бизнес-эффект инвестиций Компании.

В «Газпром нефти» с 2013 г. действует программа социальных инвестиций «Родные города», направленная на поддержку развития регионов. Программа разработана в соответствии со стратегией развития Компании и с учетом актуальной социальной проблематики регионов деятельности. Разработка программы «Родные города» стала ответом на запросы местных сообществ, выявленные в ходе проведенного Компанией в 2012 г. масштабного аудита эффективности своей социальной деятельности и анализа ожиданий местных жителей.

Основные области развития, которые были определены по итогам аудита, включали:

  • более тесное взаимодействие между Компанией и местными сообществами, развитие партнерства и инструментов реализации социального активизма;
  • интеграцию системы выбора и поддержки проектов со стратегией развития бизнеса для достижения целей устойчивого развития Компании;
  • внедрение инновационных инструментов решения актуальных социальных проблем, повышения качества городской среды и социальных сервисов;
  • переход от реагирования на возникающие социально-экономические проблемы к системе их предупреждения для повышения эффективности проектов.
Мыслим системно

Для нас социальные инвестиции – это профессиональная деятельность, к которой мы предъявляем требования эффективности. Нас отличает системный подход и желание добиться измеряемых результатов. Залог успеха программы – долгосрочное стратегическое планирование, сформированная система отчетности и постоянный мониторинг прогресса инициатив. Наши инвестиции результативны

Изучаем контекст

В своей работе мы используем только проверенные данные. Регулярные опросы локальных сообществ, социологические экспедиции и анализ статистики позволяют реализовать инициативы, необходимые городу или региону. Результатом исследований становятся конкретные рекомендации по развитию территорий, которые не только используются в нашей деятельности, но и могут быть полезны при принятии решений главами региональных и городских администраций

Формируем сообщества

Для успешной реализации проектов необходимо, чтобы они находили общественную поддержку. Мы ориентируемся на позицию сообществ, власти, бизнеса, экспертов, СМИ, вовлекаем активистов и лидеров мнений. Успешные события – это мероприятия, организованные совместно с горожанами. Мы не только работаем над реализацией идей в области городского развития, но и подключаемся к существующим проектам и поддерживаем инициативы местных жителей

В соответствии с этими ориентирами «Газпром нефть» перешла от «донорской» модели социального инвестирования к модели «партнерской», ключевой принцип которой – активное вовлечение местных сообществ в социальную деятельность, взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, которые готовы включиться в совместные усилия по решению актуальных задач развития территорий. Таким образом, «Газпром нефть» стала не спонсором, а драйвером позитивных изменений на местах, предоставляющим активным жителям инструменты, возможности и ориентиры для развития. Для достижения максимального социального эффекта Компания активно привлекает к сотрудничеству внешних экспертов и НКО.

Ключевые задачи программы «Родные города»:
  • развитие базовой социальной инфраструктуры в регионах деятельности;
  • повышение качества городской среды;
  • создание условий для развития образования, культуры и спорта;
  • развитие городских сообществ;
  • поддержка инициатив местных сообществ;
  • сохранение уникальной культуры и традиционного быта народов Севера;
  • интеграция народов Севера в современный экономический ландшафт.
Основные направления программы «Родные города»
Города для людей

Создание качественной городской среды, не уступающей возможностям крупных городов и мегаполисов, расширение возможностей самореализации для жителей

Месторождения побед

Содействие воспитанию здорового поколения и формированию сильных региональных спортивных школ

Новые горизонты

Создание равных образовательных возможностей для детей из больших и малых городов

Культурный код

Развитие культурного потенциала территорий

Сохраняя традиции

Поддержка традиционного образа жизни КМНС, содействие их интеграции в современный экономический и социальный ландшафт

Годовой цикл реализации социальных проектов

1 Исследование контекста

Этапы:
  • мониторинг развития территории;
  • проведение диалога с заинтересованными сторонами;
  • выявление актуальных социальных проблем;
  • оценка возможности реализации инициатив в этих сферах;
  • оценка уровня эффективности и степени востребованности существующих социальных инициатив Компании;
  • определение возможностей для вовлечения в проекты заинтересованных сторон.

2 Отбор социальных проектов для реализации в отчетном году

Критерии отбора:
  • связь проектов со стратегическими приоритетами Компании;
  • соответствие актуальной социальной проблематике территории, интересам/потребностям заинтересованных сторон;
  • влияние на решение социальной проблематики, наличие потенциала системных преобразований;
  • степень вовлеченности представителей заинтересованных сторон в разработку и реализацию проекта;
  • долгосрочность эффекта от реализации;
  • уникальность проекта.

3 Определение прогнозируемого социального эффекта, показателей эффективности

Ключевые критерии социальной эффективности:
  • охват целевых аудиторий;
  • устойчивость эффекта во времени;
  • создание оснований для системных преобразований.

4 Формирование комплекса проектов для конкретной территории

Разработка и утверждение программ социальных инвестиций для каждого конкретного региона.

5 Мониторинг реализации программы и ее коррекция по необходимости

Инструменты реализации программы «Родные города»
  • мониторинг достижения заявленных целей и показателей эффективности;
  • фокус-группы жителей городов;
  • опросы общественного мнения;
  • опросы экспертов;
  • социологические и маркетинговые исследования;
  • онлайн-голосования;
  • форма обратной связи на сайте программы «Родные города»;
  • открытые конкурсы для населения.

6 Оценка эффективности

По результатам оценки проекты с наилучшими показателями сохраняются в библиотеке успешных социальных практик с возможностью адаптации и масштабирования в другие регионы.

Результаты оценки проходят обсуждение с внутренними заинтересованными сторонами на совещаниях топ-менеджмента «Газпром нефти» и с внешними – на общественных слушаниях в регионах реализации проектов. Мнения заинтересованных сторон учитываются при планировании программы социальных инвестиций на следующий календарный год.

«За пять лет программа «Родные города» стала эффективной организующей силой, направленной на создание и саморазвитие прогрессивной и гармоничной городской среды в регионах деятельности «Газпром нефти». Мы стремимся улучшить качество жизни людей, а в конечном итоге создать благоприятные условия для развития и самой Компании».
Александр Дыбаль Заместитель Генерального директора «Газпром нефти» по корпоративным коммуникациям
Социальные инвестиции Компании (млн руб.) Источник: данные Компании

Программа «Родные города»
C 2013 года:

35
регионов
>2 100
проектов
100
организаций-партнеров
>20
млрд руб. инвестировано
358
инициатив местных жителей поддержано
144
объекта инфраструктуры построено
Энергия позитивных изменений

В 2017 г. программа «Родные города» получила новый слоган («Энергия позитивных изменений») и визуальное оформление бренда.

Они отразили основные цели и видение Компанией модели социальной деятельности в регионах. В новой визуальной стилистике были оформлены два крупнейших социальных объекта: филиалы хоккейной академии «Авангард» в Муравленко и Ноябрьске и 11 ключевых проектов программы: «Математическая прогрессия», «Дух огня», фестиваль «Родной город» и др.