Стратегия социальной деятельности
Социальные программы «Газпром нефти» осуществляются на основе системного, стратегического подхода, задача которого – обеспечить долгосрочный социальный и бизнес-эффект инвестиций Компании.
В «Газпром нефти» с 2013 г. действует программа социальных инвестиций «Родные города», направленная на поддержку развития регионов. Программа разработана в соответствии со стратегией развития Компании и с учетом актуальной социальной проблематики регионов деятельности. Разработка программы «Родные города» стала ответом на запросы местных сообществ, выявленные в ходе проведенного Компанией в 2012 г. масштабного аудита эффективности своей социальной деятельности и анализа ожиданий местных жителей.
Основные области развития, которые были определены по итогам аудита, включали:
- более тесное взаимодействие между Компанией и местными сообществами, развитие партнерства и инструментов реализации социального активизма;
- интеграцию системы выбора и поддержки проектов со стратегией развития бизнеса для достижения целей устойчивого развития Компании;
- внедрение инновационных инструментов решения актуальных социальных проблем, повышения качества городской среды и социальных сервисов;
- переход от реагирования на возникающие социально-экономические проблемы к системе их предупреждения для повышения эффективности проектов.
Для нас социальные инвестиции – это профессиональная деятельность, к которой мы предъявляем требования эффективности. Нас отличает системный подход и желание добиться измеряемых результатов. Залог успеха программы – долгосрочное стратегическое планирование, сформированная система отчетности и постоянный мониторинг прогресса инициатив. Наши инвестиции результативны
В своей работе мы используем только проверенные данные. Регулярные опросы локальных сообществ, социологические экспедиции и анализ статистики позволяют реализовать инициативы, необходимые городу или региону. Результатом исследований становятся конкретные рекомендации по развитию территорий, которые не только используются в нашей деятельности, но и могут быть полезны при принятии решений главами региональных и городских администраций
Для успешной реализации проектов необходимо, чтобы они находили общественную поддержку. Мы ориентируемся на позицию сообществ, власти, бизнеса, экспертов, СМИ, вовлекаем активистов и лидеров мнений. Успешные события – это мероприятия, организованные совместно с горожанами. Мы не только работаем над реализацией идей в области городского развития, но и подключаемся к существующим проектам и поддерживаем инициативы местных жителей
В соответствии с этими ориентирами «Газпром нефть» перешла от «донорской» модели социального инвестирования к модели «партнерской», ключевой принцип которой – активное вовлечение местных сообществ в социальную деятельность, взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, которые готовы включиться в совместные усилия по решению актуальных задач развития территорий. Таким образом, «Газпром нефть» стала не спонсором, а драйвером позитивных изменений на местах, предоставляющим активным жителям инструменты, возможности и ориентиры для развития. Для достижения максимального социального эффекта Компания активно привлекает к сотрудничеству внешних экспертов и НКО.
- развитие базовой социальной инфраструктуры в регионах деятельности;
- повышение качества городской среды;
- создание условий для развития образования, культуры и спорта;
- развитие городских сообществ;
- поддержка инициатив местных сообществ;
- сохранение уникальной культуры и традиционного быта народов Севера;
- интеграция народов Севера в современный экономический ландшафт.
Годовой цикл реализации социальных проектов
1 Исследование контекста
Этапы:- мониторинг развития территории;
- проведение диалога с заинтересованными сторонами;
- выявление актуальных социальных проблем;
- оценка возможности реализации инициатив в этих сферах;
- оценка уровня эффективности и степени востребованности существующих социальных инициатив Компании;
- определение возможностей для вовлечения в проекты заинтересованных сторон.
2 Отбор социальных проектов для реализации в отчетном году
Критерии отбора:- связь проектов со стратегическими приоритетами Компании;
- соответствие актуальной социальной проблематике территории, интересам/потребностям заинтересованных сторон;
- влияние на решение социальной проблематики, наличие потенциала системных преобразований;
- степень вовлеченности представителей заинтересованных сторон в разработку и реализацию проекта;
- долгосрочность эффекта от реализации;
- уникальность проекта.
3 Определение прогнозируемого социального эффекта, показателей эффективности
Ключевые критерии социальной эффективности:- охват целевых аудиторий;
- устойчивость эффекта во времени;
- создание оснований для системных преобразований.
4 Формирование комплекса проектов для конкретной территории
Разработка и утверждение программ социальных инвестиций для каждого конкретного региона.
5 Мониторинг реализации программы и ее коррекция по необходимости
Инструменты реализации программы «Родные города»- мониторинг достижения заявленных целей и показателей эффективности;
- фокус-группы жителей городов;
- опросы общественного мнения;
- опросы экспертов;
- социологические и маркетинговые исследования;
- онлайн-голосования;
- форма обратной связи на сайте программы «Родные города»;
- открытые конкурсы для населения.
6 Оценка эффективности
По результатам оценки проекты с наилучшими показателями сохраняются в библиотеке успешных социальных практик с возможностью адаптации и масштабирования в другие регионы.
Результаты оценки проходят обсуждение с внутренними заинтересованными сторонами на совещаниях топ-менеджмента «Газпром нефти» и с внешними – на общественных слушаниях в регионах реализации проектов. Мнения заинтересованных сторон учитываются при планировании программы социальных инвестиций на следующий календарный год.
«За пять лет программа «Родные города» стала эффективной организующей силой, направленной на создание и саморазвитие прогрессивной и гармоничной городской среды в регионах деятельности «Газпром нефти». Мы стремимся улучшить качество жизни людей, а в конечном итоге создать благоприятные условия для развития и самой Компании».Александр Дыбаль Заместитель Генерального директора «Газпром нефти» по корпоративным коммуникациям
Программа «Родные города»
C 2013 года:
В 2017 г. программа «Родные города» получила новый слоган («Энергия позитивных изменений») и визуальное оформление бренда.
Они отразили основные цели и видение Компанией модели социальной деятельности в регионах. В новой визуальной стилистике были оформлены два крупнейших социальных объекта: филиалы хоккейной академии «Авангард» в Муравленко и Ноябрьске и 11 ключевых проектов программы: «Математическая прогрессия», «Дух огня», фестиваль «Родной город» и др.